Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Различение на письме не и ни

Цели: систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи; совершенствовать орфографические умения и навыки. оборудование: обобщающие таблицы, учебные тексты. тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Очень важно для каждого образованного человека владение нормами правописания (орфографии и пунктуации). Соблюдение этих норм, которые чаще всего раскрываются в формулировках правил, облегчает процесс письменного общения людей, экономит их время при чтении, помогает быстрому восприятию и пониманию написанного. Наоборот, любое нарушение норм правописания так или иначе мешает читающему сосредоточиться на содержании, отвлекает наше Внимание.

1. Со всеми словами, которые без не не употребляются (не входит в состав корня или является приставкой): невзгоды, неизбежный, нельзя, негодуя 1. С глаголами в неопределённой форме любого наклонения, краткими причастиями, деепричастиями, числительными, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на), союзами, частицами и наречиями (кроме наречий на — о): не читать, не курил бы, не спеши, не прочитан, не видя; не в клубе; не то, не только, не всегда, не завтра, не по-твоему, не по-русски

2. С существительными, прилагательными и наречиями на — о, когда с не образуется новое слово (его можно заменить близким по смыслу): неправда (ложь), недалеко (близко), рассказ неинтересный (скучный) 2. С существительными, прилагательными, наречиями на — о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении:

3. С полными причастиями без зависимых слов: на столе лежала непрочитанная книга 3. С полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: на столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга; на столе лежала не прочитанная мною книга

4. С прилагательными, причастиями и наречиями на — о, если к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества: чрезвычайно неинтересная книга (скучная); совсем нерешённые задачи; поступать неосторожно (опрометчиво) 4. С прилагательными, причастиями, наречиями на — о, если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или наречиями, а также если не входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не: никому не известные причины; ничуть не замерзающее озеро; далеко не лёгкое решение; отнюдь не весело

5. С неопределёнными местоимениями, а также с отрицательными без предлога: несколько статей; нечто новое; нечем помочь; некого спросить 5. С местоимениями, в том числе отрицательными, если при последних есть предлоги: не ты, не он, не каждый, не тот, не у кого, не о чём беспокоиться

6. С отрицательными наречиями: негде, некуда, некогда, неоткуда, незачем 6. С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение: не рад, не должен, не готов, не горазд. С наречиями состояния, которые употребляются только в качестве сказуемого в безличных предложениях: не надо, не нужно, не жаль, не пора

(Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близ-ко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она ни в чём (не)винова-та, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молодая и была бы красивой, если бы (не)зной и (не)засуха: вины (не)было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя…

К таким людям принадлежал михаил Пришвин. Как (н..)мог он отложить в сторону перо, так (н..)на миг (н..)мог перестать радоваться жизни. Её богатства находил он повсюду, где бы (н..)побывал что(бы) (н..)увидел. Он был как (н..)кто другой внутренне богат, обычные человеческие слабости казались ему просто (н..)законными. Он как(бы) опровергал слова Шиллера, что «лишь раз цветёт чудесный в жизни май», сделав весну на протяжении своей жизни (н..)изменным спутником.

Какой бы (н..)была богатой природа, возможности её (н..)безграничны. И если мы её хозяева, то, (н..)сомненно, должны быть и её защитниками, ибо (н.)льзя только владеть, (н..)платя за добро ответным добром. (Н..)какими законами (н..)оградить природу от ущерба, если каждый из нас (н..)осознает и (н..)на минуту (н..)бу-дет забывать простой истины: нанося вред окружающей среде, мы вредим самим себе…

Необходимо запомнить информацию? Сохраняйте — » Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Различение на письме не и ни. И все в закладках.

Разработка урока на тему:
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Различение на письме не и ни, опубликована: 12 Фев 2012 в рубрике: Презентации
Тематическое планирование открытых уроков. Методические рекомендации учителям в разработке занятий в школе. Конспекты сценариев для школьных праздников 8 Марта, Первого звонка, Дня Учителя, Нового Года, Дня Победы. Презентации, конспекты и разработки уроков для русского языка и литературы, истории, начальных классов, алгебры, математике и информатики.